Итальянский центр
Итало-российский центр изучения СМИ, культуры и коммуникации
Навигация
Архив новостей
10.09.10
Наверное, надо радоваться тому, что крупный киноконкурс, наконец, заинтересовался совсем не артхаусным жанром комедии. Обычно за улыбку на уважающих себя фестивалях полагается расстрел, а тут их сразу две: "Страсти" Карло Маццакурати и "Ваза" Франсуа Озона.
В первой рассказана история стареющего кинорежиссера в творческом кризисе. Он мучительно высасывает из пальца сюжет, ибо пять лет уже ничего не снимал. Но в его квартире протекли трубы и затопили фрески XVI века, и теперь режиссера шантажируют: или городок напишет донос в комиссию по культурным ценностям, или во искупление вины он поставит для городка пасхальную мистерию "Страсти по Христу" с телевизионным предсказателем погоды в роли Христа - читая про ясное небо над Турином, он умеет хорошо завывать. Все это забавно придумано и симпатично, хотя и с перебором, разыграно, в главной роли любимый в Италии комедийный актер Сильвио Орландо, и вообще лента способна доставить определенное удовольствие. Но - в потоке быстротекущего мейнстрима, а не на фестивале, где ждешь нестандартных художественных впечатлений.
Что касается Франсуа Озона, то этот любимец фестивалей уже вполне определенно отбросил репутацию маргинала и со своим новейшим творчеством радостно влился в поток коммерческих конвейерных картин. "Ваза" - чисто театральный многословный водевиль с феминистским уклоном - так сказать, наш "Член правительства" в буржуазном комедийном варианте. Бывшая звезда "Шербурских зонтиков" Катрин Денев в нем жена владельца зонтичной фабрики. По утрам она бегает за здоровьем по аллеям парка, днем готовит обед мужу, вечером вспоминает многочисленные грехи бурной молодости, а ночами чувствует себя неудовлетворенной ролью домохозяйки. Но когда рабочие фабрики не выдерживают тирании эксплуататора и требуют новых унитазов, она берется уладить конфликт. В ней просыпаются качества государственного человека, она становится любимицей трудящихся и, в конце концов, выдвинув свою кандидатуру на пост мэра, побеждает на выборах. В финале она произносит перед избирателями благодарственную речь и, весьма неожиданно, поет с трибуны духоподъемную песнь о счастливой жизни. Повадками и внешностью она как две капли воды похожа на Любовь Орлову в образцово-показательной роли из самого слабого ее фильма "Русский сувенир".Картина сработана довольно чисто, в ней снялись Жерар Депардье в роли доросшего до мэрского кресла водителя грузовика и Джереми Ренье, согласно специфическим вкусам Озона преображенный в мопса. Но любые художественные требования к этой картине были бы нелепы - она ведь не претендует ни на что, кроме одного: снять кассу. И даже постоянные сбои вкуса, возможно, должны законно входить в состав данного бесхребетного произведения.
Обе картины, появись они в обычном прокате, не предполагают никаких умственных усилий. Появившись же в программе Венецианского главного конкурса, они вызывают грустные раздумья о том, какую же нелепую фору дают фестивали своим любимчикам. Канны-Берлины-Венеции сами раскручивают имена и сами же оказываются заложниками этих имен: обойма "фестивальных режиссеров" всем известна, и она мало меняется, несмотря на то, что многие "фестивальные режиссеры" давно перестали таковыми быть. Сними эту "Вазу" малоизвестный человек, его бы на пушечный выстрел не подпустили ни к какому конкурсу. Но "Вазу" снял Озон, и он, чего доброго, получит приз. Как и предсказал мне один критик, с которым мы постоянно и бесперебойно расходимся во мнениях.#, ∞
Историческая регата 2010 в Венеции
Венецианский фестиваль близится к своему экватору, а из обещанных шедевров пока только один - российские "Овсянки". Остальное пока либо откровенно плохо, либо взято с благой целью развлечь заскучавших зрителей.Наверное, надо радоваться тому, что крупный киноконкурс, наконец, заинтересовался совсем не артхаусным жанром комедии. Обычно за улыбку на уважающих себя фестивалях полагается расстрел, а тут их сразу две: "Страсти" Карло Маццакурати и "Ваза" Франсуа Озона.
В первой рассказана история стареющего кинорежиссера в творческом кризисе. Он мучительно высасывает из пальца сюжет, ибо пять лет уже ничего не снимал. Но в его квартире протекли трубы и затопили фрески XVI века, и теперь режиссера шантажируют: или городок напишет донос в комиссию по культурным ценностям, или во искупление вины он поставит для городка пасхальную мистерию "Страсти по Христу" с телевизионным предсказателем погоды в роли Христа - читая про ясное небо над Турином, он умеет хорошо завывать. Все это забавно придумано и симпатично, хотя и с перебором, разыграно, в главной роли любимый в Италии комедийный актер Сильвио Орландо, и вообще лента способна доставить определенное удовольствие. Но - в потоке быстротекущего мейнстрима, а не на фестивале, где ждешь нестандартных художественных впечатлений.
Что касается Франсуа Озона, то этот любимец фестивалей уже вполне определенно отбросил репутацию маргинала и со своим новейшим творчеством радостно влился в поток коммерческих конвейерных картин. "Ваза" - чисто театральный многословный водевиль с феминистским уклоном - так сказать, наш "Член правительства" в буржуазном комедийном варианте. Бывшая звезда "Шербурских зонтиков" Катрин Денев в нем жена владельца зонтичной фабрики. По утрам она бегает за здоровьем по аллеям парка, днем готовит обед мужу, вечером вспоминает многочисленные грехи бурной молодости, а ночами чувствует себя неудовлетворенной ролью домохозяйки. Но когда рабочие фабрики не выдерживают тирании эксплуататора и требуют новых унитазов, она берется уладить конфликт. В ней просыпаются качества государственного человека, она становится любимицей трудящихся и, в конце концов, выдвинув свою кандидатуру на пост мэра, побеждает на выборах. В финале она произносит перед избирателями благодарственную речь и, весьма неожиданно, поет с трибуны духоподъемную песнь о счастливой жизни. Повадками и внешностью она как две капли воды похожа на Любовь Орлову в образцово-показательной роли из самого слабого ее фильма "Русский сувенир".Картина сработана довольно чисто, в ней снялись Жерар Депардье в роли доросшего до мэрского кресла водителя грузовика и Джереми Ренье, согласно специфическим вкусам Озона преображенный в мопса. Но любые художественные требования к этой картине были бы нелепы - она ведь не претендует ни на что, кроме одного: снять кассу. И даже постоянные сбои вкуса, возможно, должны законно входить в состав данного бесхребетного произведения.
Обе картины, появись они в обычном прокате, не предполагают никаких умственных усилий. Появившись же в программе Венецианского главного конкурса, они вызывают грустные раздумья о том, какую же нелепую фору дают фестивали своим любимчикам. Канны-Берлины-Венеции сами раскручивают имена и сами же оказываются заложниками этих имен: обойма "фестивальных режиссеров" всем известна, и она мало меняется, несмотря на то, что многие "фестивальные режиссеры" давно перестали таковыми быть. Сними эту "Вазу" малоизвестный человек, его бы на пушечный выстрел не подпустили ни к какому конкурсу. Но "Вазу" снял Озон, и он, чего доброго, получит приз. Как и предсказал мне один критик, с которым мы постоянно и бесперебойно расходимся во мнениях.#, ∞